СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Из опыта работы по ВПР.
Без оценивания работы ученика не возможен никакой процесс усвоения. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся предъявляются достаточно серьезные требования. Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к выводу, что основным требованием к качеству оценивания является его объективность.
Что же подразумевается под понятием «объективность оценивания»?
Во-первых, одинаковые оценки характеризуют одинаковое качество знаний учащихся.
Во-вторых, разные учащиеся получают одинаковые оценки при одинаковой успеваемости.
В-третьих, в основе оценки лежит фактическая успеваемость учащихся, а не субъективное мнение учителя по отношению к ребенку.
Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для:
- получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов;
- выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя;
- установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.
В ходе итоговой оценки значительное внимание должно отводиться оценке способности школьников применять полученные знания при решении учебных и практических задач, оценке осознанности применения знаний и обоснования приведенного ответа или решения.
В 2015-2016 учебном году Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки по поручению Министерства образования и науки РФ начала проведение новой процедуры оценки качества образования – Всероссийские проверочные работы (далее ВПР).
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Проведение ВПР направлено на помощь обучающимся, их родителям и образовательным организациям с тем, чтобы:
- выявить сильные и слабые места в преподавании предмета и скорректировать процесс обучения (в частности, с целью работы с отстающими обучающимися);
- спланировать обучение педагогов на курсах повышения квалификации;
- позволить детям избежать лишних стрессов на ГИА;
- определить учителю и родителю образовательную траекторию ребенка;
- определить, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОС находится школа, класс и ребенок.
«Натаскать» детей за пару дней и даже месяцев невозможно. Но целенаправленная спланированная работа по подготовке к проверочным работам принесёт свои результаты.
Хочу сразу сказать: мы не претендуем на истину в последней инстанции. Мы делимся своим опытом подготовки к ВПР.
С чего начать подготовку к ВПР?
Во-первых. Ежегодно заместителем директора по учебной работе составляется план подготовки обучающихся 4 классов к проведению ВПР. В соответствии, с которым в подготовке принимают активное участие не только педагоги 4-х классов, но и педагоги-психологи, методист школы, Методический совет, а также родители или законные представители обучающихся. Психологами проводятся как групповые, так и индивидуальные занятия по стрессоустойчивости.
Во-вторых. Каждому учителю необходимо изучить все имеющиеся по данному вопросу материалы. Для этого педагогами нашей школы создана база работ по ВПР, которая содержит проверочные работы за прошлые учебные года и тренировочные работы. Сейчас эта база может и не актуальна, так как на сегодняшний день существует достаточное количество интернет-ресурсов, сайтов.
vpr.statgrad.org - демоверсии ВПР по всем предметам 2017-2018 годов;
https://www.eduniko.ru - НИКО (Национальные исследования качества образования)
https://testedu.ru - тестовые задания на сайте «Образовательные тесты»
http://easyen.ru/load/nachalnykh/vpr/260 - Современный учительский портал
http://rus4-vpr.sdamgia.ru - тренировочные варианты для самопроверки по подготовке к ВПР на сайте «Решу ВПР»
Onlline Test Pad - тесты по ВПР в онлайн режиме
https://4vpr.ru/4-klass/ - помощь при подготовке к ВПР на сайте «4ВПР»
Но на начальных этапах введения ВПР, это было большое подспорье для педагогов.
В-третих. Перед тем как начать подготовку к ВПР всегда проводится анализ и обсуждение результатов написания проверочных работ за предыдущий учебный год. С целью – выявить задания, которые вызвали наибольшее затруднение у обучающихся и их причины. Для того чтобы скорректировать подготовку. Так как эффективное использование результатов - это ключевой этап в подготовке.
Работа с обучающимися по подготовке к ВПР проводится во время урочной и внеурочной деятельности:
- проводится повторение по разделам учебной предметной программы;
- выполняется несколько тренировочных проверочных работ;
- проводится поэлементный анализ проверочных работ;
- ведётся учёт выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся; (ТАБЛИЦЫ, КАРТЫ)
- подбираем задания, которые вызвали особенные затруднения (разнообразие заданий, достаточное их количество, разноуровневость заданий) и ежедневно включаем их в уроки на орфографических пятиминутках, устном счете, на обобщающих уроках. При выполнении обсуждаем с детьми, как составлено задание, в чем его особенность, какой планируемый результат оценивается.
- включение во все уроки задания по работе с текстами; задания развивающих навыки самоконтроля, повышения внимательности обучающихся посредством взаимопроверки, самопроверки, работа по алгоритму, плану, составление таблиц и кластеров;
- большая работа по подготовке к ВПР ведется во время внеурочной деятельности на кружках «Хочу всё знать» и «Умники и умницы». Учителями нашей школы были составлены рабочие программы по этим кружкам. Цель данных курсов: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
В занятия включаются задания, направленные на формирование и развитие логического мышления, воображения, тренировку памяти, внимания. Подобные задания есть в ВПР. А также, на занятиях «Умники и умницы» особое внимание уделяется выполнению заданий повышенной сложности.
Очень хорошей базой для развития логического мышления, для применения полученных знаний является образовательный портал на базе интерактивной платформы «Учи.ru». Это интернет ресурс, в котором проводятся не только предметные и метапредметные олимпиады, но и у обучающихся появляется возможность в игровой форме повторять, систематизировать и углублять свои знания по предметам, выполняя пошаговые задания, начиная с 1 класса.
ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Поэтому было очень важно поддержать детей и родителей психологически. С некоторыми рекомендациями психологов хотела бы познакомить и вас.
Психологическая подготовка. Рекомендации обучающемуся.
- готовься планомерно;
- соблюдай режим дня;
- питайся правильно;
- чередуй занятия и отдых.
Рекомендации для учиелей:
- не говорите о ВПР с обучающимися слишком часто;
- обсуждайте инструкции к ВПР и критерии оценивания заданий;
- не покакзывайте страха и беспокойтсва по поводу предстоящих ВПР;
Ведётся разъяснительная работа с родителями или законными представителями. Проводятся собрания и консультации, на которых ведётся речь: - о целях ВПР, и о порядке выполнения работы;
- знакомство с типовыми заданиями;
- анализ и разбор допущенных ошибок во время выполнения тренировочных тестов;
- рекомендуется использовать в подготовке сайты: http://rus4-vpr.sdamgia.ru - тренировочные варианты для самопроверки по подготовке к ВПР на сайте «Решу ВПР»; Onlline Test Pad - тесты по ВПР в онлайн режиме.
В нашей школе за три последних года ВПР писали ученики проходившие обучение по различным образовательным программам:
2015-2016 у.г. – «Школа 2100», «Перспективная начальная школа»,
2016-2017 – «Школа 2100» и «Школа России»,
2017-2018 – «Начальная школа 21 век».
По мнению педагогов ни одна школьная программа в полном объёме не готовит к 100% качеству написания ВПР. Необходима непрерывная работа, как на уроках, так и во время внеурочной деятельности.
Обучающиеся нашей школы на протяжении 3-х лет показывают хороший уровень качества написания ВПР. И как мне кажется всё потому, что ведётся системная работа не только учителей, но и специалистов ОО, обучающихся и их родителей на протяжении всего обучения в начальной школе. А не только в 4 классе.
«Объективность результатов крайне важна во всех оценочных процедурах в системе образования. Это необходимо не для того, чтобы наказать директоров школ и учителей, если учащиеся показали слабые результаты. Это нужно, чтобы оказать таким школам методическую поддержку и повысить качество образования» - отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.