Пятница, 03.05.2024, 15:43
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт Высочанской Натальи Александровны

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Архив записей

Формирование проектной и исследовательской деятельности

Обобщение опыта работы по теме:

«Формирование проектной и исследовательской деятельности

младших школьников».

Выделяя основные тенденции в современном образовании следует отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт НОО позволяет изменить содержание и организацию образовательного процесса для достижения одного из требований, закреплённых в этом документе «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, плнировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности». Метод проектов - это один из методов, позволяющих формировать эти умения.

Давайте разберёмся, что такое умение учиться – это способность человека объективно обнаруживать, каких именно знаний и умений ему не хватает для решения актуальной для него задачи, находить недостающие знания самостоятельно и эффективно осваивать новые умения (способы деятельности) на их основе.

Главная задача педагога в современном образовательном процессе — не передать знания и не научить, а организовать познавательную деятельность, в ходе которой ученик сам научится получать знания. Таким образом, педагог должен применять технологии и методики направленные на формирование мотивации к учебно-познавательной деятельности у обучающихся. В результате которой, будет получен конкретный результат их деятельности и получены новые знания.

Таким образом, важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Поэтому сегодня необходимо научить школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь обучающимся приобрести выше перечисленные навыки.

Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию, научатся применять полученные знания в новых ситуациях. В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия». Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Метод проектов, как педагогическую технологию я начала активно осваивать с момента начала педагогической деятельности в МБОУ ХМР НОШ п. Горноправдинск с 2013 года. На начальном этапе работы я постаралясь овладеть технологией проектирования и исследовательским методом. А для этого мне было необходимо понять, что же такое проект?

Проект – это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представлений в рамках устной или письменной презентации».

  • метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале ХХ века в США. Основоположником метода проекта является американский философ и педагог Джон Дьюи. Буквальное значение слова проект — «брошенный вперёд». Его называли также методом проблем. Научное обоснование теории проектирования даны в работах С.Т.Шацкого, В.В.Гузеева, Н.Ю.Пахомовой, Е.С.Полат. Все они отмечают, три «кита», на которых держится данная технология, это:
  • самостоятельность,
  • деятельность,
  • результативность.

Метод проектов – набор приёмов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых обучающийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося.

Метод проектов как педагогическая технология преполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.

Метод проектов (или метод проблем) предусматривает наличие проблемы, требующей исследования. А содержание школьного образования буквально напичкано вопросами и проблемами, надо лишь вывести их на поверхность. Так что проект — «это определённым образом организованная поисковая, исследовательская деятельность обучающихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата».

Метод проектов это педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых.

Многие педагоги отмечают, что для формирования культуры проектной деятельности необходимо, чтобы у обучающихся уже были сформированы следующие основные умения:

  • проблематизация — умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления;
  • целеполагание — умение формулировать цель деятельности;
  • планирование — умение формулировать задачи, планировать этапы, предполагаемые результаты, сроки, исполнителей и т.д.;
  • анализ результатов и рефлексия — умение анализировать результат выполнения проекта по соответствию цели, умение оценивать результаты решения задачи и т.д.
  • презентация и защита — умение представлять результаты выполненного проекта.

Первый вопрос, который может возникнуть при изучении метода проекта у начинающего педагога это: что такое учебно-исследовательская и проектная деятельность? В чём их сходства и отличия?

В ходе освоения учебно-исследовательской и проектной деятельности, обучающиеся начальной школы, получают знания не в готовом виде, а добывает их сами, в результате активной познавательной деятельности.

Выделяют общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности:

1. целеполагание, формулировку задач

2. выбор средств и методов

3 структура работы: планирование, определение последовательности и сроков работ; собственно проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.

4. итогами и проектной и исследовательской деятельности следует считать интеллектуальное, личностное развитие обучающихся.

Однако между этими видами деятельности есть и различия (специфические черты). Эта таблица четко дает представление о возможностях и сравнительных характеристиках двух видах деятельности.

Исследовательская деятельность

(Процесс выработки новых знаний)

Проектная деятельность

(Замысел, план)

Цель – уяснение сущности явления, истины, открытие нового

Цель – реализация проектного замысла

Бесконечное движение «вглубь» Экспериментальная часть или модульная проверка выдвинутых предложений.

Четкий план

Планирование процесса создания продукта и реализация этого плана

Гипотеза есть

Гипотезы нет

Решение заранее неизвестно

(более свободно)

Решение известно

(заданы границы решения проблемы)

Результат – новые знания, новая информация

Результат - конечный продукт

Учебно-исследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у обучающегося умений и навыков научного поиска.

Проектная деятельность в большей степени связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач.

 

Можно увидеть, что исследовательская деятельность более свободная, более гибкая, более смелая. Однако проект более четкий и чаще реализуемый.

Второй вопрос, который может возникнуть: Какие существуют виды (классификации) проектов?

В дидактике имеются различные классификации учебных проектов. Проекты могут классифицироваться по следующим критериям:

  1. доминирующая в проекте деятельность (исследовательский, поисковый, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный проект);
  2. по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые, коллективные);
  3. предметно-содержательная область. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным); межпредметные учебные проекты могут играть интегрирующую роль в современной школе, стремящейся преодолеть традиционную дробность и обрывочность содержания образования, формирующего у школьников мозаичную картину мира;
  4. характер осуществления учителем координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, что характерно для телекоммуникационных проектов, когда проектировщики находятся на достаточном расстоянии друг от друга);
  5. характер контактов между проектировщиками (среди участников из одного класса, одной школы, города, региона, страны, разных стран мира);
  6. по продолжительности выполнения работы (мини-проекты – укладываются в один урок или его часть; краткосрочные проекты – несколько требуют уроков; среднесрочные проекты – выполняются от недели до месяца; долгосрочные проекты – срок выполнения от одного до нескольких месяцев).

Подробнее остановимся и разберём классификацию проектов по доминирующей деятельности обучающихся.

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Продуктом такого проекта может быть: рисунок, поделка, пособие и т.д.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация (статья, рассказ) в СМИ, в т. ч. в сети Интернет.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, сценарии, праздники и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Ролевой проект представляет деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Важно понимать, что выбирать тот или иной тип проекта следует, исходя из специфики предмета, интересов и способностей обучающихся.

Не зависимо от типа проекта существуют требования к использованию метода проектов. Е.С. Полат выделяет следующие требования:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов.

Как мы видим проектная работа основывается на самостоятельной исследовательской деятельности обучающегося. Но ни одна проектная работа не может обойтись без сотрудничества, в первую очередь, с педагогом. Реализация проекта всегда ведёт к изменению ролевой функции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Задача педагога — грамотно сориентировать обучающихся на разнообразные виды самостоятельной работы, разные варианты деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Работа над проектом проходит при гибкой поддержке учителя. И по отношению к исполнителю (обучающемуся) работа над проектом, как правило, проходит по следующим этапам:

  • мотивация, формирование интереса;
  • целеполагание, ориентация (предварительная проработка темы проекта и собственных возможностей в плане его выполнения);
  • планирование этапов проекта;
  • сбор данных, предварительная обработка материала;
  • анализ полученных результатов и выбор основных алгоритмов окончательной обработки материала;
  • оформление результатов исследования, т.е. выполнение содержательной части проекта;
  • презентация и защита проекта;
  • рефлексия;
  • оценка;
  • коррекция.

Тематическая направленность учебного проекта должна быть прагматичной, то есть знания, получаемые на выходе из проектной деятельности, должны быть актуальны для школьника.

Проектная деятельность начинается с мотивации. Главное условие мотивации — наличие интересной, занимательной для ученика, познавательной темы проекта.

Начинать проект следует с выбора и формулирования его темы, ориентировки на тип проекта и количество участников с учётом их возраста и индивидуальных особенностей.

Необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики и которые затем выдвигаются самими учениками (с подачи учителя — с помощью наводящих вопросов, создания ситуаций, способствующих определению этих проблем, использования видеоряда и т.п.). Здесь будет уместна и «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением. Привлечение учеников к обсуждению содержания предстоящей учебно-проектной работы также выполняет мотивирующую и мобилизующую роль.

На следующем этапе происходит распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиск информации, выдвижение творческих решений.

Затем следует самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским задачам. Этот этап включает в себя и промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиотеке и пр.).

Представление проделанной работы осуществляется на этапе защиты проектов. Завершающий этап проектной деятельности - коллективное обсуждение, экспертиза, получение результатов внешней оценки, делаются выводы.

При использовании проектной технологии каждый обучающийся:

  • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
  • приобретает коммуникативные навыки и умения;
  • овладевает практическими умениями исследовательской работы;
  • собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Для достижения поставленной цели любого исследования и проекта (развитие метапредметных умений обучающихся) необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующие рекомендации:

- поскольку, проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать работу проектантов, желательно поощрять их самостоятельность на всех этапах работы над проектом. Особенно на этапе выбора темы.

- нужно помнить, что проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, работать со справочной литературой, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере в программах Microsoft Office и т.д.

Проекты сегодня используются как в рамках учебного, воспитательного процесса в школе, так и в дополнительном образовании. И, по крайней мере, что касается школы, с использованием проектного подхода остается множество вопросов: Как сочетать проектный подход с классно-урочной системой? Как можно выстроить иной процесс обучения, базирующийся, в основном, на системе проектов? и т.п.

Зато точно уже понятно, что применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д.

Известно, что работа методом проектов требует довольно высокого педагогического мастерства от учителя. Обучение учителей проектной деятельности - необходимое условие для внедрения в практику метода учебных проектов.

Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому.

 

 

Презентация: Формирование проектной и исследовательской деятельности